mimdo ru

Лаборатория дистанционного обучения русскому языку и культуре для иностранных обучающихся

Новости Лаборатории дистанционного обучения русскому языку и культуре для иностранных обучающихся

Лаборатория дистанционного обучения русскому языку и культуре для иностранных обучающихся в структуре Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований была создана в 2019 году (приказ № 104-ОД от 04.10.2019 г.). Основными направлениями исследований лаборатории являются:

  • дистанционное обучение РКИ на Довузовском этапе подготовки иностранных обучающихся (организация процесса внедрения дистанционного обучения на довузовском этапе обучения русскому языку как иностранному и его управление).
  • Дидактические особенности организации обучения РКИ в дистанционном формате. Разработка новых подходов к дистанционному обучению РКИ, создание инновационных методик, практик дистанционного обучения.
  • Исследование смешанного формата обучения в процессе обучения РКИ. Разработка эффективных методик обучения РКИ: сочетание традиционной и дистанционной форм обучения.

 

 Керимова Сабина Усеиновна, к.филол.н.

и.о. руководителя Лабораторией дистанционного обучения русскому языку и культуре для иностранных обучающихся (распоряжение № 478-02/6 от 24.02.2021 г.)

email: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Сотрудники

Половинкина О.С.

 

 ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ В LMS-СИСТЕМЕ Moodle 

Результаты работы Лаборатории: 

 

Статьи:

  1. Зубарева А.В., Фролова О.А. «Виртуальная образовательная среда в обучении РКИ на довузовском этапе подготовки». Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: материалы IV Международного Конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ. – М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020.
  2. Ильин Д.Н. Особенности организации занятий и презентации языкового материала в условиях дистанционного обучения // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: материалы IV Международного Конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ. – М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020 (в печати).
  3. Стюкова М.А. Из опыта обучения письму на уроках РКИ в условиях дистанционного образования на примере работы курсов Летней школы. Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: материалы IV Международного Конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ. – М.: РУДН, 2020 г (в печати).
  4. Зубарева А. В., Фролова О. А. Использование инструментов виртуальной образовательной среды на уроках РКИ. Международное образование и сотрудничество. сборник научных трудов. Москва, 2021. С. 123-128.
  5. Зубарева А. В., Фролова О. А. Виртуальная образовательная среда в обучении РКИ на довузовском этапе подготовки / «Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан». Сборник статей IV Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов(отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 325-327.
  6. Зубарева А. В., Фролова О. А. Использование интерактивных рабочих листов в обучении РКИ на довузовском этапе подготовки / Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве» (6–10 декабря 2021 года). Сборник материалов. В 3 ч. Ч. II. Направление 3: Методика преподавания русского языка как иностранного в контексте многоязычия и цифровой трансформации / М. Н. Русецкая (гл. ред.); М. А. Осадчий (отв. ред.). — Москва: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2021. С. 408 – 411
  7. Ильин Д. Н. Особенности организации занятий и презентации языкового материала в условиях дистанционного обучения // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан». Сборник статей IV Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов(отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 339-343.
  8. Карпова О.О. «Учет психолингвистических факторов при обучении франкоговорящих русскому языку как иностранному (довузовский этап)» // Материалы II Международного форума русистов в Сочинском государственном университете «Профессиональная языковая личность».
  9. Карпова О.О. Русский деловой медиадискурс как один из основных ресурсов при обучении русскому языку как иностранному // Материалы II Международного форума русистов в Сочинском государственном университете «Профессиональная языковая личность».
  10. Керимова С. У. Особенности дистанционного обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе (на примере подготовительного отделения) // «Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура». Сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 2 т. Москва, 2021. С. 410-414
  11. Пильщикова О. А. К вопросу об особенностях преподавания РКИ студентам-инофонам Иберо-Американского региона на этапе довузовской подготовки (фонетический аспект) // «Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве». Научные статьи и тезисы докладов магистрантов, аспирантов и молодых ученых [отв. ред. Н. В. Карповская]. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. №1. С. 114-116
  12. Половинкина О.С. Особенность голоса как детали портрета персонажа в прозе А. П. Чехова (на примере рассказа «Ионыч») // «Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве». Научные статьи и тезисы докладов магистрантов, аспирантов и молодых ученых [отв. ред. Н. В. Карповская]. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. №1. С. 56-57
  13. Пронькин Н. С., Ширяева О. В. Риторический аспект преподавания рки в арабской аудитории в дистанционном формате // «Педагогическая риторика и речеведение в цифровую эпоху». Материалы XXIV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 233-238.
  14. Режук З.В., Керимова С.У. Формирование языковой компетенции для освоения предметного курса у обучающихся медико-биологического и естественнонаучного профилей // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2021. № 26-2. С. 229-233.
  15. Нечаева И.В. Интернет-ресурсы в преподавании русского языка как иностранного на начальном этапе обучения// Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве. - Ростов-на-Дону. Издательство южного федерального университета, 2021. - с. 51.
  16. Зубарева А.В., Фролова О.А. Дистанционный формат проведения лингвострановедческих квестов для иностранных обучающихся на довузовском этапе подготовки // Актуальные проблемы преподавания РКИ / Издательство Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск. 2022. - с. 83-86.
  17. Зубарева А.В. Использование LMS-системы Moodle в преподавании РКИ// Текст в системе обучения русскому языку и литературе: материалы X Международной научно-практической конференции / Издательство Уральского государственного университета. Екатеринбург. 2022. - с. 288-294.

 Доклады, представленные на конференциях, круглых столах:

  1. Керимова С. У. Experiencia en el Laboratorio de enseñanza a distancia del idioma ruso para extranjeros // Encuentro de experiencias sobre “Teleеducacción, redes sociales y pandemia, en el marco del plan Universidad en casa” /круглый стол/, правительство Венесуэлы, Министерство народной власти, 24-25 сентября 2020 г.
  2. Скуратова Е. А. Особенности преподавания русского языка как иностранного в дистанционном формате в полилингвальных и монолингвальных группах (на примере китайской аудитории) //Актуальные проблемы функционирования русского языка в международном образовательном пространстве» /круглый стол/ в рамках II Международной студенческой онлайн-конференции «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», 27 ноября 2020 г.
  3. Шестак О. В. Особенности преподавания русского языка как иностранного в дистанционном формате в полилингвальных и монолингвальных группах (на примере испаноязычной аудитории) // Актуальные проблемы функционирования русского языка в международном образовательном пространстве» /круглый стол/ в рамках II Международной студенческой онлайн-конференции «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», 27 ноября 2020 г.
  4. Пронькин Н. С. Особенности преподавания русского языка как иностранного в дистанционном формате в полилингвальных и монолингвальных группах (на примере арабской аудитории) // Актуальные проблемы функционирования русского языка в международном образовательном пространстве» /круглый стол/ в рамках II Международной студенческой онлайн-конференции «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», 27 ноября 2020 г.
  5. Савченкова И. Н., Режук З. В. Особенности организации работы Подготовительных отделений в смешанном (онлайн-оффлайн) формате: опыт ЮФУ // Актуальные проблемы функционирования русского языка в международном образовательном пространстве» /круглый стол/ в рамках II Международной студенческой онлайн-конференции «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», 27 ноября 2020 г.
  6. Савченкова И. Н., Режук З. В. Особенности организации Летней школы в дистанционном формате: опыт МИМДО ЮФУ // Актуальные проблемы функционирования русского языка в международном образовательном пространстве» /круглый стол/ в рамках II Международной студенческой онлайн-конференции «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», 27 ноября 2020 г.
  7. Ширяева О. В. Формирование навыков научно-исследовательской работы в дистанционном формате у иностранных обучающихся // Актуальные проблемы функционирования русского языка в международном образовательном пространстве» /круглый стол/ в рамках II Международной студенческой онлайн-конференции «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», 27 ноября 2020 г.
  8. Половинкина О. С. Учебник РКИ как инструмент конструирования реальности у иностранных обучающихся / О. С. Половинкина // Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве: тезисы докладов молодых ученых и аспирантов (Ростов-на-Дону, 22–23 апреля 2022 г.) / [под ред. Н. В. Карповской]. – Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2022. – С. 75–77 
  9. Ширяева О. В. Профессиональная подготовка будущих преподавателей русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации образования// РКИ: Мир русского языка и культуры в пространстве информационных технологий: Сборник материалов международной научно-практической конференции по РКИ. Май 2022г./ Под ред.: К.Е. Агафоновой- Москва: УЦРЯ МГУ, 2022.  С. 19-25 
  10. Скнарина Е. Р. Роль экстралингвистических факторов при обучении РКИ с использованием аудиовизуального контента  
  11. Маслаков А. А. Особенности матетики при обучении РКИ с помощью современных цифровых технологий
  12. Помигуева Е. А. Лингвостановедческий материал как средство формирования мотивации обучающихся на онлайн-уроках РКИ

  13. Зубарева А. В. Интеграция традиционных форм преподавания РКИ в систему  электронного обучения Moodle: вводно-фонетический курс для  испаноговорящих обучающихся 

  14. Керимова С. У. Перспективы и трудности дистанционного обучения РКИ: опыт первого учебного онлайн-года на подготовительном отделении

  15. Фролова О. А. Дидактический потенциал интерактивных рабочих листов в обучении РКИ
  16. Помигуева ЕА. Формирование мотивации китайских студентов в условиях онлайн-обучения РКИ 
  17. Савченкова И. Н. Обучение русскому языку как иностранному в эпоху цифровизации
  18. Керимова С. У. Особенности обучения письму иностранных обучающихся в дистанционном формате  
  19. Ширяева О. В. Профессиональная подготовка будущих преподавателей русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации образования

В прикладном направлении (применение технологий и методик дистанционного обучения на занятиях по русскому языку и культуре):

1. Разработка учебных материалов с использованием онлайн-платформ для создания иллюстративного и интерактивного контента для занятий по РКИ.

Разрабатываются интерактивные словарные диктанты, интерактивные обучающие игры, библиотеки презентаций по курсу "Литература", "Страноведение", интерактивные материалы для проведения занятий по русскому языку как иностранному в дистанционном формате.

2. Разработка видео-материалов для обучения письму на начальном этапе обучения.

Были разработаны оригинальные обучающие прописи.

3. Использование социальной сети «Instagram»* (до 2022 года; *признан экстремистской организацией в РФ), мессенджера Telegram и соцсети ВКонтакте для обучения русскому языку и культуре.

Разрабатывается обучающий контент по русскому языку и культуре для размещения на официальной странице Отделения русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных обучающихся.

4. Создание спецкурса «Музыкальная фонетика» для дистанционного обучения.

5. Создание аудио-визуального курса для продолжающих изучать русский язык на платформе Moodle: https://moodle.sfedu.ru/course/view.php?id=505.

 

 

В рамках обучения русской культуре были организованы и проведены следующие мероприятия в дистанционном формате:

1. Открытые мероприятия ко Дню Победы в Великой Отечественной войне – 9 Мая:

  • открытые «Уроки Победы»;
  • виртуальный лингвострановедческий квест «Зарница»;
  • онлайн лекции «О чем нам рассказывают памятники Великой Отечественной Войны»;
  • песенный марафон «Караоке Победы»;
  • видеоролики ко Дню Победы при участии студентов из разных стран, получивших широкое распространение в социальных сетях, на сайтах испаноязычных вузов-партнеров и посольств.

                                                                                                                                                              

2. Виртуальные экскурсии по городам Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, ст. Старочеркасская, Новочеркасск. Экскурсия по кампусу ЮФУ.

3. Онлайн лекции, направленные на популяризацию русской культуры и русского языка, социокультурную адаптацию иностранных обучающихся.  

 4. Новогодний фестиваль 2021, 2022 «Русская зима». 

        

5. Создание видеоуроков.

Участие в грантах:

1. Грант при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации «Титаны науки и культуры говорят по-русски», направленный на популяризацию русского языка и русской культуры посредством формирования адекватного образа России сквозь призму достижений деятелей науки и культуры Юга России.

Контакты Лаборатории дистанционного обучения русскому языку и культуре для иностранных обучающихся 

344090, г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 21Ж, офис 213

тел.: +7-908-196-31-13

email: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.


Print  

 

Подфак ЮФУ -

твой старт в будущее!

 

baner