Кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания – обучающее подразделение Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований Южного федерального университета.
Зарождение кафедры относится к шестидесятым годам 20 века. В то время возникла необходимость в специализированных подразделениях, которые занимались обучением иностранцев основам языковой системы, речевым навыкам, приобщению их к российским традициям, русской культуре. В Ростовском государственном университете в 1967 году в соответствии с решением ректора Ю. А. Жданова таким подразделением стала кафедра, которая имела обособленный общеуниверситетский статус, поскольку здесь начали изучать русский язык студенты и аспиранты всех факультетов РГУ.
Преподаватели, работающие с иностранными студентами, аспирантами и стажёрами, накопили большой и плодотворный опыт обучения русскому языку учащихся разных национальностей из более чем 120 стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. За эти годы в университете получили образование более 7000 иностранных граждан.
Помимо преподавания русского языка как иностранного в рамках учебных планов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, важным направлением работы кафедры является преподавание на этапе довузовской подготовки иностранных обучающихся.
Кафедра организует и проводит различные курсы русского языка для иностранцев – от двухнедельных до семестровых, летние школы. Реализуются дополнительные образовательные программы по профессиональной переподготовке, повышению квалификации российских и зарубежных слушателей.
Основные направления научной и научно-методической работы кафедры сегодня:
- Развитие культурного интеллекта (CQ) и кросскультурных компетенций (магистральное направление);
- Разработка инновационных образовательных технологий и этноориентированных методик обучения иностранным языкам и РКИ, в т.ч. с использованием ЭО и ДОТ, а также для обучения лиц с особыми образовательными потребностями (магистральное направление);
- Проблема национальной идентичности и диалога культур;
- Актуальные вопросы прагмалингвистики, когнитивной лингвистики, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, медиалингвистики и теории языка;
- Контрастивная лингвистика как основа построения новейших образовательных программ при обучении иностранным языкам и РКИ;
- Лингводидактические основы тестирования по русскому языку как иностранному и методика преподавания РКИ;
За годы своего существования кафедра принимала активное участие в разработке теоретических и практических основ методики преподавания РКИ. На базе кафедры неоднократно проводились научные конференции и семинары, посвящённые различным вопросам развития и изучения основных положений лингводидактики.
Преподаватели кафедры принимают участие в реализации двух магистерских программ Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований:
45.04.01 Филология + 51.04.01 Культурология «Кросскультурная коммуникация, связи с общественностью и иностранные языки в аспекте современной парадигмы лидерства»
44.04.01 Педагогическое образование «Русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве»
В октябре 2022 года кафедре РКИиМП исполнилось 55 лет.
Сотрудники кафедры:
Голубева Кристина Владимировна - преподаватель;
Датченко Анастасия Сергеевна - преподаватель;
Доля Ольга Ибрагимовна - преподаватель;
Зубарева Анастасия Валерьевна - старший преподаватель;
Ильин Денис Николаевич - к.ф.н., доцент;
Карпова Ольга Олеговна - преподаватель;
Керимова Сабина Усеиновна - к.ф.н., доцент;
Коротаева Дарья Сергеевна - преподаватель;
Кудрявцева Мария Игоревна - к.ф.н., доцент;
Лазарян Александра Александровна - старший преподаватель;
Ляшева Марина Николаевна - к.ф.н, доцент;
Маслаков Антон Александрович - к.ф.н., доцент;
Никитенко Александра Александровна - преподаватель;
Пильщикова Оксана Александровна - преподаватель;
Пожидаева Анастасия Сергеевна - преподаватель;
Половинкина Ольга Сергеевна - преподаватель;
Помигуева Екатерина Анатольевна - к.ф.н., доцент;
Савченкова Ирина Николаевна - к.ф.н., доцент;
Скнарина Екатерина Романовна - преподаватель;
Скуратова Елена Александровна - старший преподаватель;
Фролова Ольга Андреевна - старший преподаватель;
Ширяева-Ширинг Оксана Витальевна - д.ф.н., профессор;
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДЫ
Учебники и учебно-методические пособия:
Горянский В.Д., Шпрауль Х. Integriertes Lehrbuch der russischen Sprache / Hamburg: Buske, 2006 г.
Захарова А. И., Лукьянов Е. Н., Савченкова И. Н., Шакирова Г. Р. Готовимся к тестированию. Грамматика. Лексика: комплексное учебное пособие по русскому языку как иностранному (учебное пособие) / Ростов-на-Дону, 2007 г.
Савченкова И. Н., Устименко Н. М. Русский язык и культура речи для студентов экономических специальностей: учебное пособие / ЮФУ, Центр дистанционного образования ЮФУ, 2007 г.
Горянский В. Д., Захарова А. И., Шпрауль Х. «А по-русски будет так…». Учебное пособие по русскому языку для учащихся из Германии. – Ростов н/Д. НМЦ «ЛОГОС», 2010 г.
Горянский В. Д., Савченкова И. Н., Шпрауль Х. Русско-немецкий словарный справочник к учебному пособию «А по-русски будет так…» (нулевой стартовый уровень). – Ростов н/Д. НМЦ «ЛОГОС», 2010 г.
Савченкова И. Н. Электронный русско-немецкий словарь к учебному пособию "А по-русски будет так…" (нулевой стартовый уровень) на базе компьютерной программы MultiTerm 95Plus
Захарова А. И., Лукьянов Е. Н., Парецкая М. Э., Савченкова И. Н., Шакирова Г. Р. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному В2-С1. Выпуск 1. Грамматика. Лексика: учебное пособие / Златоуст СПБ, 2009, 2010, 2011, 2012 ...2019 г.
Захарова А. И., Лукьянов Е. Н., Парецкая М. Э., Савченкова И. Н., Шакирова Г. Р. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному В2-С1. Выпуск 2. Чтение: учебное пособие / Златоуст СПБ, 2009, 2010,2011, 2012 ...2019 г.
Захарова А. И., Лукьянов Е. Н., Парецкая М. Э., Савченкова И. Н., Шакирова Г. Р. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку как иностранному В2-С1. Выпуск 3. Письмо: учебное пособие / Златоуст СПБ, 2009, 2010, 2011, 2012 ...2019 г.
Выпуск 4. Аудирование. Говорение. – СПб.: «Златоуст», 2013 г.
Русский язык, история и основы законодательства. Учебное пособие для трудовых мигрантов и преподавателей. Ростов-на-Дону: Foundation, 2014 г. (в числе авторов – Савченкова И. Н., Скуратова Е. А., Шакирова Г. Р.)
Щёболева И. Б., Зубарева А. В. Учебное пособие по дисциплине "Русский язык как иностранный" для поступающих в аспирантуру Южного федерального университета / ООО "Фонд науки и образования" – Ростов-на-Дону, 2015 г.
Режук З. В., Зубарева А. В. Русская сказка. От мифологии древних славян до писателей XX века: учебное пособие / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит. 2017 г.
Ширяева О. В., Хачмафова З. Р. Русский информационно-аналитический медиадискурс как социокультурный феномен: учебное пособие / ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, 2017 г.
Ширяева О. В. Методы лингвистического анализа медиадискурса: учебное пособие / Ростов-на-Дону: Изд-во Фонд науки и образования, 2017 г.
Фролова О. А., Стороженко Н. А. Регионоведение: учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся. 2018.
Ширяева О. В., Желтухина М. Р. Язык и жанры современной российской деловой прессы: учеб. пособие / Ростов-на-Дону : Фонд науки и образования, 2018 г.
Зубарева А. В. Зима. Весна. Лето. Осень: учебное пособие по русскому языку как иностранному / Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018 г.
Галло Я., Ильин Д. Н. Деловая корреспонденция и документация. Учебное пособие для изучающих русский язык. Нитра (Словакия), Univerzita Konštantína Filozofa v Nitre, Filozofická fakulta, 2020.
Ширяева О. В., Савченкова И. Н. Концепт как инструмент дискурс-анализа: учебное пособие / Южный Федеральный Университет – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит ТМ, 2020 г.
Зубарева А. В., Фролова О. А. Страноведение: учебное пособие для иностранных обучающихся (довузовская подготовка). Под ред. Д. Н. Ильина; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. – 114 с.
M-learning в проектной деятельности при обучении русскому языку как иностранному: учебное пособие. — Москва: РИОР, 2021. (среди соавторов О.А. Фролова)
Шестак О.В., Нечаева И. В. Научный стиль речи. Учебное пособие по русскому языку как иностранному для подготовки к освоению курса "Обществознание". Ростов-на-Дону – Таганрог. Издательство Южного федерального университета 2021.
Зубарева А.В., Фролова О.А. Научный текст: аннотирование, реферирование – Ростов-на-Дону: Издательство АкадемЛит, 2022. – 96 с.
Кудрявцева М.И., Режук З.В. Методология моделирования в теоретической и прикладной лингвистике. Учебное пособие. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2022. 110 с.
Кудрявцева М.И., Режук З.В. Культурная идентичность в аспекте лингвопрагматики : учебно-методическое пособие / М. И. Кудрявцева, З. В. Режук ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону, 2023. – 115 с.
Монографии:
Человек, общество и виртуальная реальность: философский аспект // Культурология техники и инженерной деятельности : коллективная монография / Отв. редактор Н. В. Багдасарьян.; СПб: Эйдос, 2011 г. (в числе авторов – Помигуева Е. А.)
Ширяева О. В. Дискурс деловой прессы: медиалингвистический анализ : монография / Ростов-на-Дону : Фонд науки и образования, 2014 г.
Влавацкая М. В., Зайкина З. М., Ильин Д. Н., Скрипникова А. И., Цебровская Т. А., Черкасова М. Н., Шабаев В. Г. Современная когнитивная лингвистика (монография). Новосибирск: СибАК, 2014 г.
Режук З. В. Бессоюзные синтаксические конструкции в русской и французской грамматике: монография / Южный Федеральный Университет – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2016 г.
Ширяева О. В. Русский деловой медиадискурс: монография / Южный Федеральный Университет – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2016 г.
Кудрявцева М. И. Подтекст как феномен когнитивно-прагматической организации художественного текста : монография / Южный Федеральный Университет – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2016 г.
Possibilities of application of the training casual Internet games in teaching Culturology// Innovative technologies end didactics in teaching: collected papers. – Berlin: MVB Maketing; und Verlagservice des Buchhandels GmbH, 2016 г. (в числе авторов – Помигуева Е. А.)
Ильин Д. Н. История слова как источник лингвокультурологической информации (глава в коллективной монографии). В кн.: Методика преподавания русского языка (как иностранного, второго родного): история, современное состояние, перспективы развития. Коллективная монография. М., изд-во РУДН, 2017 г.
Человек и его дискурс - 5: театр, массмедиа, политика, бизнес : коллективная монография / Российская академия наук, институт языкознания, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Институт иностранных языков кафедра теории английского языка научно-исследовательская лаборатория «дискурсивная лингвистика». Москва-Волгоград, 2017 г. (в числе авторов – Ширяева О. В.)
Ильин Д. Н. Развитие лексической семантики: процессы позитивации / негативации значения слова в русском языке : монография / Ростов-на-Дону, изд-во ЮФУ, 2018 г.
Ильин Д. Н., Режук З. В., Савченкова И. Н., Шестак О. В., Ширяева О. В. Русский язык: лингводидактика и прагматика. Коллективная монография. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2019 г.
Человек и его дискурс – 6: дигитализация коммуникативных практик : коллективная монография / Отв. ред. М.Р. Желтухина; ВГСПУ; ИЯ РАН. – М. – Волгоград: ООО «ПринТерра-Дизайн», 2020 г. (в числе авторов – Ширяева О. В.)
Ильясова С. В., Ляшева М. Н. Языковая репрезентация ценностных доминант в социальных сетях // Социальные сети: комплексный лингвистический анализ, Т. 1. - Кемерово, 2021.
Керимова С. У. Прагматика эпиграмм В. Гафта: монография / С. У. Керимова. – Ростов н/Д: Изд-во ООО "Донское книжное издательство", 2022. 114 с.
Научные публикации (Scopus и Web of science):
Baranova E.A., Zheltukhina M.R., Shiryaeva O.V., Sergeeva O.V., Kushvaha H., Poloyan A.V. Pedagogical and linguistic study on Russian media development in the convergence environment: diachronic approach // Applied Linguistics Research Journal. 2021. Т. 5. № 6. С. 175-183.
Shiryaeva O.V., Abkadyrova I.R. Uncertainty of the electronic educational environment and means of its reduction // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. e-ISSN: 2357-1330, DOI: 10.15405/epsbs. Volume 119 - International Conference «Humanity in the Era of Uncertainty» (ICHEU 2021). С. 702-708.
Zheltukhina M.R., Baranova E. A., Shiryaeva O.V., Conchita García Caselles, Shnaider A. A. Media convergence as a factor in transforming the ethical principles of journalism. Media Watch: Acceptance of Paper. 2021.
Zheltukhina M.R., Baranova E. A., Shiryaeva O.V., Conchita García Caselles, Shnaider A. A. Media convergence as a factor in transforming the ethical principles of journalism. Media Watch: Acceptance of Paper. 2021.
Ekaterina A. Baranova, Irina G. Anikeeva, Oksana V. Shiryaeva, Conchita Garcia Caselles, Anna A. Shnaider «Ethical Principles of Journalism Communication: Media Convergence as a Transforming Factor» // Online Journal of Communication and Media Technologies, 2022, 12(4).
Savchenkova, O. Nikolenko, E. Shapovalova. Word-Formation Guesswork and Its Potential in Teaching Scientific Style of Speech to Foreign Students // International Scientific Conference on Agricultural Machinery Industry “Interagromash"” INTERAGROMASH 2022: XV International Scientific Conference “INTERAGROMASH 2022” p. 612–618 (Scopus) DOI: 10.1007/978-3-031-21432-5_64
Основные научные публикации (за последние годы):
-2015
Ильин Д. Н. К вопросу о месте оценочного компонента в структуре семантики языкового знака. // Научное обозрение: гуманитарные исследования. Москва, N 9, 2015 г.
Помигуева Е. А. Воспитание межкультурной толерантности как условие профилактики экстремизма в студенческой среде // Международный журнал экспериментального образования, N12 (Часть 9) 2015 г.
Помигуева Е. А. Проблема информационного неравенства: основные аспекты" // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований" N12 (Часть 9) 2015 г.
Фролова О. А. Роль электронных изданий в пополнении русского языка иноязычной лексикой / Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия 2: филология и искусствоведение. – № 3, 2015 г.
Ширяева О. В. Средства выражения объективной модальности в русском деловом медиадискурсе. / European Applied Sciences - № 3, 2015.
-2016
Ильин Д. Н., Савченкова И. Н. Современный учебный комплекс по русскому языку: отражение сбалансированного подхода при интенсивном краткосрочном обучении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, N 4-1 (58), 2016 г.
Ильин Д. Н., Шакирова Г. Р. Организация обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки // Наука и образование: Новое время. Чебоксары, N6, 2016 г.
Ильин Д. Н. Метафоризация как объект лингвокультурологического исследования // Научное обозрение: гуманитарные исследования. Москва, N 11, 2016 г.
Фролова О. А., Зубарева А. В. К вопросу выражения эмоций в преподавании русского языка как иностранного обучающимся из стран Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона / Педагогическое образование в России. – № 11, 2016 г.
Фролова О. А. Ориентализмы в современном русском языке: проблемы и перспективы / Филологические науки. вопросы теории и практики. – № 11-3, 2016 г.
Шестак О. В., Парецкая М. Э. Изучение русской классики в практике РКИ: пособие по чтению нового типа / Филологические науки. вопросы теории и практики. – № 8-12, 2016 г.
Шестак О. В., Парецкая М. Э. Лингводидактические особенности нового учебного комплекса по русскому языку для иностранных учащихся/ Известия южного федерального университета. филологические науки. – № 3, 2016 г.
-2017
Зубарева А. В. К вопросу выражения эмоций в преподавании русского языка как иностранного обучающимся из стран Латинской Америки. / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 22-3, 2017 г.
Зубарева А. В. Социолингвистические параметры номинации в социальных сетях: гендерный аспект. / Стереотипность и Творчество в тексте. Межвузовский сборник научных трудов. Под редакцией профессора М. П. Котюровой. Пермь, 2017 г.
Ильин Д. Н. Анализ трансформаций лексического значения как способ лингвострановедческой семантизации в иноязычной аудитории // Русский язык за рубежом. Москва, N 2, 2017 г.
Помигуева Е. А. Роль Интернет-ресурсов в поликультурном образовании / Современные научные исследования и разработки – N 5 (13), 2017 г.
Помигуева Е. А. Основные ценности "поколения Текстинга" / Современные научные исследования и разработки – N 7 (15), 2017 г.
Помигуева Е. А. О влиянии современной культуры на язык молодежи / Культура и цивилизация – том 7, N 5А, 2017 г.
Режук З. В., Ковтуненко И. В. III Международный конгресс "Национальная идентичность сквозь призму диалога культур: Россия и иберо-американский мир" / Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: русский и иностранные языки и методика их преподавания. – № 4, 2017 г.
Савченкова И. Н., Рубинская Д. Э. Рынок труда Ростовской области и иностранные студенты: новые подходы к решению проблем дефицита рабочей силы / Вестник Ростовского Государственного Экономического Университета (Ринх) – № 1, 2017 г.
Ширяева О. В. Русская медиакультура в обучении студентов-инофонов (на материале деловых СМИ). / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 22-3, 2017 г.
-2018
Зубарева А. В. Учебно-страноведческая экскурсия как одна из форм обучения русскому языку как иностранному. / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 23, 2018 г.
Зубарева А. В. Никнейм как особый тип онимов: в поисках интегрального признака. / Известия Южного Федерального Университета. Филологические науки. – № 4, 2018 г.
Ильин Д. Н., Савченкова И. Н., Скуратова Е. А, Шакирова Г. Р. Подготовка к итоговому экзамену по русскому языку как иностранному на этапе довузовского обучения / Русский тест: теория и практика. – N6. 2018 г.
Помигуева Е. А. Межкультурный диалог в условиях современного полиэтнического образования / Современные наукоемкие технологии. – N12 (часть 1), 2018 г.
Помигуева Е. А. Роль информационно-коммуникационных технологий в процессе десоциализации современной молодежи: социально-философский анализ / Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – N6, 2018 г.
Режук З. В., Ачимович С. Сравнительный анализ интертекстуальных отношений в произведениях Ф. М. Достоевского и М. Црнянского / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 23, 2018 г.
Ширяева О. В., Костенко М. Н. Из опыта проведения лингвострановедческого квеста "Зарница" на довузовском этапе подготовки» / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 23, 2018 г.
Ширяева О. В. Аспекты преподавания русского языка как иностранного студентам направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 23, 2018 г.
-2019
Зубарева А. В. Особенности антропонимии в русской деловой прессе. / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 24, 2019 г.
Керимова С. У. Эпиграммы В. Гафта в аспекте лингвопоэтической формы / Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2019 г.
Керимова С. У. Особенности коммуникативной личности В. Гафта: стратегия самопрезентации (на материале эпиграмм) / Научная мысль Кавказа. – 2019 г.
Керимова С. У. Коммуникативные стратегии и тактики конфронтационного типа в эпиграммах В. Гафта / Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2019 г.
Помигуева Е. А. Кейс-технологии в обучении научно-профессиональной речи студентов;иностранцев на занятиях по русскому языку в техническом вузе / Современные наукоемкие технологии. – N 11 (часть 2), 2019 г.
Ширяева О. В., Стороженко Т. Н. Проблемы и перспективы разработки и проведения квестов, посвященных дню студента (Татьянин День), в иноязычной аудитории / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 24, 2019 г.
Ширяева О. В., Костенко М. Н. Юмористический текст на уроках русского языка как иностранного: из опыта преподавания / Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – № 24, 2019 г.
-2020
Керимова С. У. Тактика комплимента в эпиграммах В. Гафта / Филологический аспект: международный научно-практический журнал. – N 06 (62), 2020 г.
Керимова, С. У. Лингвокогнитивный аспект эпиграмм В. Гафта / Modern Science. – 2020 г.
Керимова, С. У. Стилистический аспект эпиграмм В. Гафта / Филологический аспект: международный научно-практический журнал. – N 07 (63), 2020 г.
Помигуева Е. А. Архетипы культуры как основа формирования имиджа современного политика / Культура и цивилизация. – N 5А, 2020 г.
Ширяева О. В. Элиминация фигуры автора в современном русском деловом медиадискурсе: формы и факторы / Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – № 1, 2020 г.
-2021 год
Зубарева А. В. Онимы в интернет-коммуникации: новые явления и функции. / Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – № 1, 2021 г.
Кудрявцева М. И. Языковое сознание персонажа в художественном тексте постмодерна: когнитивно-прагматический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice. 2021. Том 14. Выпуск 7. С. 2189-2194 | 2021. Volume 14. Issue 7. P. 2189-219
Кудрявцева М. И. Референциальность события в постмодернистском художественном дискурсе: прагмасемантический аспект // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики (Ростов-на-Дону, Российская Федерация). с. 181-191
Кудрявцева М. И., Режук З. В. Культурогенность фразеологических моделей в языковой картине мира // Гуманитарные и социальные науки, № 6, 2021. С. 64-71.
-2022 год
Кудрявцева М. И. Прагматика метатекстовых элементов в постмодернистском художественном дискурсе // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13. № 3. – 7 с.
Pomigueva Е. А. «Teaching Russian as a foreign language remotely: problems of motivation”// Proceedings of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration” - Reports in English (October 26, 2022. Beijing, PRC), p.52-56.
Зубарева А. В., Фролова О. А. Дистанционный формат проведения лингвострановедческих квестов для иностранных обучающихся на довузовском этапе подготовки. // Актуальные проблемы преподавания РКИ. Материалы Международной научно-практической и научно-методической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 83-86.
Кудрявцева М. И. Языковая личность автора в дискурсивном пространстве постмодерна // Эпомен: филологические науки (электронное периодическое научное издание). 2022. № 1. С. 116–125
Ляшева М. Н. Советские идеологемы в неформальном интернет-дискурсе: когнитивно-прагматическая специфика // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета (Донецк, 27–28 октября 2022 г.). – Том 4: Филологические науки. Часть 1 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. – С. 132-135.
Режук З. В. Предметно-интегрированное обучение русскому языку как иностранному (на примере инженерно-технического направления подготовки) // РКИ: Мир русского языка и культуры в пространстве информационных технологий: Сборник материалов международной научно-практической конференции по РКИ. Май 2022г.\ Под ред.: К.Е. Агафоновой- Москва: УЦРЯ МГУ, 2022. С. 5-12
Режук З. В. К вопросу об актуальности подготовки специалистов в области кросскультурной коммуникации и связей с общественностью // Материалы Х международной научно-практической конференции «Славянские чтения». Сочи, 15 апреля 2022 года (в рамках ХIV научно-образовательного форума Сочинского института (филиала) РУДН). – Москва, Издательство «Перо», 2022. С. 28-33.
Ширяева О. В., Режук З. В. Жаргонная лексика в текстах СМИ в аспекте рискогенности (на примере особенностей употребления единицы «беспредел») // Сборник материалов III Казанского международного лингвистического саммита, 2022. C. 427-431.
-2023 год
Зубарева А. В. Маркеры конфликтогенного потенциала художественного текста (на материале романа Р. Сенчина "Елтышевы") / Russian Linguistic Bulletin (в печати)
Ильин Д. Н., Мухамеджанова А. М., Помигуева Е. А. К вопросу о конфликтогенности общественно-политического дискурса в российской блогосфере // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. Т. 21, № 1. С. 102–116. DOI 10.25205/1818-7935-2023-21-1-102-116
Кудрявцева М. И., Режук З.В. Прагматика интерсубъективности в художественном тексте постмодерна. // «Гуманитарные и социальные науки» № 6, 2023 г. С. 92-98
Кудрявцева М. И., Режук З.В. Языковое сознание автора в постмодернистском художественном тексте // “Научная мысль Кавказа” № 4 2023 г. (в печати)
Ляшева М. Н. Особенности репрезентации советской идеологемы «светлое будущее» в социальных сетях // Политическая лингвистика. - 2023. - № 3 (99). - С. 81-86
Ляшева М. Н., Макеева В. А., Яковлева Е. А. Лингвокультурные особенности маркеров конфликтогенности в проявлении оппозиции «свой-чужой» (на материале текстов социальных сетей) // Русский лингвистический бюллетень. - 2023. - № 2 (38)
Половинкина О. С. Специфика конфликтогенов в художественном дискурсе (на материале романа В. Сорокина «Теллурия») // Коммуникология. 2023. Том 11. № 4. С. 82-100.
Режук З.В., Ширяева-Ширинг О.В. К вопросу о конфликтогенном потенциале жаргонной лексики в современном медиадискурсе // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2023. Т. 14. № 1.
Савченкова И.Н. Локализованный компонент русской лингвокультуры как ресурс аккультурации иностранных обучающихся // Научная мысль Кавказа. 2023. № 4 (в печати).
Контакты:
и.о. заведующей кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований
Режук Зинаида Владимировна
Тел.: +7 (918) 558-65-90
E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
специалист по учебно-методической работе - 1 категории
Скнарина Екатерина Романовна
E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Наш адрес: Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 21Ж, офис 213
(образовательная деятельность осуществляется по адресам указанным в Лицензии ЮФУ)