Новости Международной исследовательской лаборатории развития кросс-культурных компетенций
Международная исследовательская лаборатория развития кросс-культурных компетенций в структуре Международного института междисциплинарного образования и иберо-американских исследований была создана в 2019 году (приказ № 104-ОД от 04.10.2019 г.). Основными направлениями исследований лаборатории являются:
- Формирование кросс-культурной компетентности обучающихся:
- Знакомство с культурным наследием, традициями России, культурным и языковым многообразием современного мира и особенностями развития культуры и языков в традиционном и актуальном аспектах;
- Формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах.
- Проведение исследований актуальных проблем межкультурной коммуникации; проведение лингвострановедческих исследований.
- Разработка теоретико-педагогических основ процесса формирования кросс-культурной компетентности обучающихся, отражающих его природу, сущностные характеристики и возможности совершенствования.
Помигуева Екатерина Анатольевна, к.филол.н.
и.о руководителя Международной исследовательской лабораторией развития кросс-культурных компетенций (распоряжение 478-02/6 от 24. 02. 2021).
email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Результаты работы Лаборатории:
Статьи:
- Помигуева Е.А. Межкультурный диалог в условиях современного полиэтнического образования // Современные наукоемкие технологии.- 2018 N12 (часть 1) с. 220-224.
- Керимова С.У. Некоторые особенности преподавания русского языка как иностранного в испаноязычной аудитории (Algunas particularidades del proceso de enseñanza del ruso como lengua extranjera para hispanohablantes) // Национальная идентичность сквозь призму диалога культур. Исследования в области гуманитарных наук в Ибероамериканском и Российском научном пространстве: сборник научных статей/ La identidad Nacional a través del Diálogo entre Culturas. Estudios Científicos sobre el Área de las Humanidades en los Espacios Científicos Ruso e Iberoamericano: colección de artículos científicos. – Ростов-на-Дону, Таганрог, Южный федеральный университет, 2020. – с. 420-422.
- Кудрявцева М.И. Университет как субъект коммуникативного пространства массмедиа: дискурсивные практики // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. №4. 15.
- Нечаева И.В. Женщина сквозь призму лексической репрезентации: культурологический аспект анализа (Análisis léxico de la representación de la mujer: aspecto culturológico) // Национальная идентичность сквозь призму диалога культур. Исследования в области гуманитарных наук в Ибероамериканском и Российском научном пространстве: сборник научных статей/ La identidad Nacional a través del Diálogo entre Culturas. Estudios Científicos sobre el Área de las Humanidades en los Espacios Científicos Ruso e Iberoamericano: colección de artículos científicos. – Ростов-на-Дону, Таганрог, Южный федеральный университет, 2020. – с. 145-150.
- Фролова О.А. Ключ к взаимопониманию с обучающимися подготовительного отделения из стран Латинской Америки: межкультурная коммуникация в учебном процессе (Claves para la comprensión mutua con estudiantes latinoamericanos de la Preparatoria: comunicación intercultural en el aula) //Национальная идентичность сквозь призму диалога культур. Исследования в области гуманитарных наук в Ибероамериканском и Российском научном пространстве: сборник научных статей/ La identidad Nacional a través del Diálogo entre Culturas. Estudios Científicos sobre el Área de las Humanidades en los Espacios Científicos 24 Ruso e Iberoamericano: colección de artículos científicos. – Ростов-на-Дону, Таганрог, Южный федеральный университет, 2020. – с. 466-468
- Зубарева А. В., Фролова О. А. Из опыта проведения лингвострановедческих онлайн-квестов на довузовском этапе подготовки // «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты», № 26-2, 2021. (в печати)
- Помигуева Е. А. Фольклор как средство формирования кросс-культурной компетентности студентов полиэтнического вуза // Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное наследие — от прошлого к будущему»: программа и тезисы докладов. Санкт-Петербург, 8–10 ноября 2021 г. — Санкт-Петербург; Москва: Институт Наследия, 2021. — С 122-123. (DOI 10.34685/HI.2020.25.32.004. — ISBN 978-5-86443-310-2.).
- Помигуева Е. А. Межкультурный диалог как условие эффективной социальной коммуникации студентов полиэтнического вуза // Материалы Научного семинара «Управление социально-экономическими системами: направления развития, вызовы и возможности», 26 апреля 2021 г., Таганрог - 0,3 п.л (в печати)
- Ширяева О.В. Восприятие русской литературы в студенческой среде 21-го века: новые смыслы и интерпретации // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2021. № 26-2.
- Pomigueva Е.А. «Teaching Russian as a foreign language remotely: problems of motivation”// Proceedings of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration” - Reports in English (October 26, 2022. Beijing, PRC) ISBN 978-5-905695-82-7, p.52-56
- Режук З.В., Савченкова И.Н. Оценка уровня владения русским языком в системе академической адаптации иностранных обучающихся из стран ближнего зарубежья (из опыта Южного федерального университета) // Научная мысль Кавказа, 2022, № 3. С.112-118. DOI 10.18522/2072-0181-2022-111-112-118
- Ширяева О.В., Режук З.В., Скуратова Е.А. Критерии оценки фонетической составляющей учебно-методических комплексов по РКИ // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2022. Т. 26. № 1. С. 206-218.
- Ильин Д. Н. Система ТРКИ как компонент содержания обучения по программе подготовки магистров // РКИ: Мир русского языка и культуры в пространстве информационных технологий: Сборник материалов международной научно-практической конференции по РКИ. Май 2022г.\ Под ред.: К.Е. Агафоновой- Москва: УЦРЯ МГУ, 2022. С. 29-34
- Ильин Д.Н., Савченкова И.Н., Скуратова Е.А. Из опыта создания учебного пособия для краткосрочного интенсивного обучения // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан. Сборник материалов V Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и VI Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 193-197
- Режук З. В. Предметно-интегрированное обучение русскому языку как иностранному (на примере инженерно-технического направления подготовки) // РКИ: Мир русского языка и культуры в пространстве информационных технологий: Сборник материалов международной научно-практической конференции по РКИ. Май 2022г.\ Под ред.: К.Е. Агафоновой- Москва: УЦРЯ МГУ, 2022. С. 5-12
- Режук З.В. К вопросу об актуальности подготовки специалистов в области кросскультурной коммуникации и связей с общественностью // Материалы Х международной научно-практической конференции «Славянские чтения». Сочи, 15 апреля 2022 года (в рамках ХIV научно-образовательного форума Сочинского института (филиала) РУДН). – Москва, Издательство «Перо», 2022. С. 28-33.
- Савченкова И. Н. Современная модель подготовки иностранных обучающихся на довузовском этапе // РКИ: Мир русского языка и культуры в пространстве информационных технологий: Сборник материалов международной научно-практической конференции по РКИ. Май 2022 г.\ Под ред.: К.Е. Агафоновой- Москва: УЦРЯ МГУ, 2022. С. 12-19
- Скуратова Е. А., Ширяева О. В. Развитие научно-исследовательской компетенции у иностранных обучающихся на разных уровнях языковой подготовки // Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию образования Якутской АССР, "Русский мир Азии", 10-13 июня 2022 г., г. Якутск (в печати)
Доклады, представленные на конференциях:
- Маевская Инга Анатольевна (Южный федеральный университет, преподаватель кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Россия) – «Межкультурная коммуникативная компетенция преподавателя иностранного языка: проблема содержания».
- Коротаева Дарья Сергеевна (Южный федеральный университет, преподаватель кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Россия) – «Обеспечение первичной социокультурной адаптации вьетнамских обучающихся в российском вузе».
Научно-исследовательская работа студентов (доклады, представленные на конференциях):
1. Перес Акоста Мария Андреа (Колумбия) Южный федеральный университет, науч. рук. старший преподаватель Зубарева Анастасия Валерьевна. «Образ России на страницах колумбийских СМИ» (II Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», ЮФУ).
2. Берлан Айсу (Монголия) Южный федеральный университет, науч. рук. преподаватель Коротаева Дарья Сергеевна. «Россия и Монголия: диалог культур» (II Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», ЮФУ).
3. Орбес Луке Хосе Луис (Колумбия) Южный федеральный университет, науч. рук. преподаватель Пильщикова Оксана Александровна. «Стереотипы о России в Колумбии» (II Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», ЮФУ).
4. Салим Мохаммадреза (Иран) Южный федеральный университет, науч.рук. д.фил.наук, профессор Ширяева Оксана Витальевна. «Положение русского языка в Иране на современном этапе развития» (II Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», ЮФУ).
5. Сараж Мансур (Афганистан) Южный федеральный университет, науч. рук. преподаватель Полякова Ольга Владимировна. «Изучение русского языка среди молодёжи в Кабуле» (II Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», ЮФУ).
6. Се Ян (Китай) Южный федеральный университет, науч. рук. старший преподаватель Скуратова Елена Александровна. «Содержание обучения русскому языку в школах КНР» (II Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», ЮФУ).
7. Хоанг Зиеу Линь (Вьетнам) Южный федеральный университет, науч. рук. преподаватель Коротаева Дарья Сергеевна. «Образ России через призму СМИ Вьетнама в XXI веке и его влияние на образование» (II Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», ЮФУ).
8. Овезов Якуп (Туркменистан) Южный федеральный университет, науч.рук. к.фил.наук, доцент Помигуева Екатерина Анатольевна. «Русский и туркменский фольклор как отражение национального характера» (Студенческая научная конференция «Неделя науки – 2020», ЮФУ).
9. Инка Нобоа Даниэла Эстефания «Обучение РКИ глазами студента-инофона из иберо-американского региона», науч. рук. преп. Пильщикова О.А. (III Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», ЮФУ)
10. Лю Цзевэнь «Изучение русского языка в китайской аудитории: основные трудности» Науч. рук. к.филол.н., доц. Помигуева Е.А. Диплом III степени (III Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», ЮФУ)
11. Миранда Перес Кристофер Бенхамин «Поэзия в Эквадоре». Науч. рук. преп. Пильщикова О.А. Диплом I степени (III Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», ЮФУ)
12. Симинайсела Кобос Хувиди Эскарледт «Ткань соломенной шляпы “Toquilla” как объект культурного нематериального наследия человечества». Науч. рук. преп. Пильщикова О.А. (III Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», ЮФУ)
13. Ферреира Пабон Хуан Себастиан «Культурные и дипломатические отношения между Россией и Колумбией». Науч. рук. преп. Пильщикова О.А. (III Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур», ЮФУ)
14. Миранда Перрес Кристофер Бенхамин «Poesía ecuatoriana». Науч. рук. преп. Пильщикова О.А. Диплом II степени (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
15. Инка Нобоа Даниэла Эстефания «Riobamba – el canton de Ecuador». Науч.рук. преп. Пильщикова О.А. (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
16. Айла Посо Джаир Ассаэль «Cultura y tradiciones de la provincia de Imbabura (Ecuador)». Науч.рук. преп. Пильщикова О.А. (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
17. Симинайсела Кобос Хувиди Эскарледт «Tejido del sombrero de paja toquilla como Patrimonio Cultural Inmaterial de la Humanidad». Науч.рук. преп. Пильщикова О.А. (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
18. Де Ла Торре Мармоль Линмар Амавта «Pueblos indígenas en Ecuador». Науч.рук. преп. Пильщикова О.А. (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
19. Сарабиа Родригес Маурисио Джеованни «Regiones del Ecuador». Науч.рук. преп. Пильщикова О.А. (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
20. Мальдонадо Тиагуаро София Даниэла «Gastronomía de Ecuador». Науч.рук. преп. Пильщикова О.А. (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
21. Феррэира Пабон Хуан Себастиан «Gastronomía y lugares de interes en Colombia». Науч.рук. преп. Пильщикова О.А. (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
22. Кирога Дельгадо Мелани Сабрина «Идиомы, содержащие съедобный компонент, как способ описания человека в Эквадоре» Науч. рук: преп. Половинкина О.С. (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
23. Ревело Обандо Бланка Эсмеральда «Способы выражения инклюзивного языка в Эквадоре (на материале социальной сети Facebook)» Науч. рук.: преп. Половинкина О.С. (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
24. Кастильо Торрес Кейла Лиссет видеодоклад «Основные этапы истории цивилизации испано-американских стран» Науч. рук: ст.преп. Лазарян А.А. (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
25. Роча Аморес Эрика Наоми видеодоклад «Предпосылки к возникновению латиноамериканской литературы и культуры» Науч. рук: ст.преп. Лазарян А.А. (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
26. Наваррете Кисагуано Приссила Лисбет «Важность русского языка в испаноязычном мире» Науч. рук: ст.преп. Лазарян А.А. (XIX ежегодная Всероссийская научно-практическая студенческая конференции c международным участием «Язык, литература и культура Испании и стран Латинской Америки»)
27. Насер Рейд Зухаир Насер «Актуальные проблемы кросс-культурной коммуникации». Науч.рук. к.филол.н., доц. Помигуева Е.А (Научный семинар «Управление социально-экономическими системами: направления развития, вызовы и возможности»)
28. Эль Хаддад Раджаб Хасамович «Особенности восприятия русского языка арабской аудиторией». Науч.рук. к.филол.н., доц. Помигуева Е.А. (Научный семинар «Управление социально-экономическими системами: направления развития, вызовы и возможности»)
29. Парра Мора Мария Камила (ОРЯиОД) – «Орхидеи: выращивание, экспорт и влияние на культуру». Науч.рук. преподаватель Быкова Валерия Анатольевна.
30. Саласар Пенья Хулиан Алехандро (ОРЯиОД) - «Кофе в Колумбии: история и современность». Науч.рук. преподаватель Быкова Валерия Анатольевна.
31. Бакеро Варгас Мария Алехандра (ОРЯиОД) - «Задачи и проблемы Студенческого движения в Колумбии: сравнительный анализ деятельности за 2011, 2018 и 2022 гг.». Науч.рук. преподаватель Половинкина Ольга Сергеевна.
32. Гарсия Дуарте Дуван (ОРЯиОД) - «Что такое “бокадильо” из гуавы?». Науч.рук. преподаватель Быкова Валерия Анатольевна.
33. Кевин Алессандро Рейес Уллоа (ОРЯиОД) - «Хулио Харамильо - лучший автор-исполнитель из Эквадора». Науч.рук. Преподаватель Пильщикова Оксана Александровна.
34. Гонсалес Рейес Хорхе Андрес (ОРЯиОД) - «Производство панелы». Науч.рук. Преподаватель Быкова Валерия Анатольевна.
35. Калифа Ачурий Ана (ОРЯиОД) - «Национальный колумбийский спорт “эль тэхо”». Науч.рук. преподаватель Быкова Валерия Анатольевна.
36. Эрик Эсмаэль Лара Ромеро (ОРЯиОД) - «Национальный колумбийский спорт “эль тэхо”». Науч.рук. Преподаватель Пильщикова Оксана Александровна.
37. Харамильо Суарес Джереми (ОРЯиОД) - «Загрязнение окружающей среды в национальном парке Ясуни». Науч.рук. Преподаватель Пильщикова Оксана Александровна.
Мероприятия, проводимые в рамках исследований Лаборатории
- II Международная студенческая онлайн-конференция «Русский язык в контексте открытого диалога языков и культур»;
- Фестиваль «День языков и культур», посвящённый Международному дню родного языка;
- Фестиваль «День родной культуры»;
- Открытые лекции, посвященные культуре России;
- Лингвострановедческие квесты.
Контакты Международной исследовательской лаборатории развития кросс-культурных компетенций
344090, г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 21Ж
тел.: +7-988-895-27-42
email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.